Адаптация студентов из села в г. Алматы

В процессе адаптации студентов из села в г. Алматы есть ряд проблем, обусловленных рядом факторов.

Первым и наиболее значительным фактором проблем адаптации студентов из села в г. Алматы выступают культурно-цивилизационные феномены. Причем данные феномены диктуются разными основаниями. Среди этих оснований наиболее значительными являются такие факты как различие уровня образования на селе и в городе.

Сельчане-студенты в большинстве своем обладают более низким уровнем среднего образования. В итоге эта проблема оказывает существенное влияние на степень вовлеченности сельских студентов в разные городские тусовки. Горожане редко включают в свои неформальные движения студентов-сельчан, рассматривая их как «недостойных» этого из-за их будто бы «невежества». Поэтому не случайно студенты – выходцы из села, после достижения определенных успехов при получении высшего образования, на старших курсах активно включаются в различные городские тусовки. В этой связи также не случайным выглядит тот факт, что студенты-сельчане, обучающиеся на грантах, уже на первых курсах вовлекаются в городскую неформальную жизнь.

Другим серьезным культурно-цивилизационным фактом, осложняющим адаптацию студентов-сельчан в г. Алматы, выступает различие городской и сельской культур. Для русифицированных горожан-алматинцев являются непонятными многие «причуды» сельчан-студентов – носителей традиционной казахской культуры. В этом свете не случайно студенты-горожане в первом, или во втором поколении более тесно общаются со студенами-сельчанами. Также показательным в данном случае выступает то обстоятельство, что алмаатинцы, получившие образование в средних школах на казахском языке, практически не имеют культурно-цивилизационных барьеров при общении со студентами, выходцами из села.

Значительными факторами, затрудняющими адаптацию студентов из села в г. Алматы, выступают социально-экономические основания. Горожане зачастую относятся к студентам-сельчанам, с низким социально-экономическим статусом, как к своего рода «люмпенам». Поэтому показательным моментом является тот факт, что сельские студенты из очень обеспеченных семей, как правило, быстрее вовлекаются в городские тусовки.

Таким образом, объективной основой трудностей адаптации сельчан-студентов в г. Алматы выступают жилищные проблемы, обусловленные платным образованием (общежития на практике предоставляются студентам-грантникам). Кроме того, низкий уровень обеспеченности учебниками, книгами на казахском языке в учебном процессе ВУЗов также препятствует росту общей образованности студентов-сельчан. Но в целом большинство студентов-сельчан уже на старших курсах активно адаптируются к алматинской жизни. Более того, студенты-сельчане в последнее время оказывают существенное влияние на общую городскую культуру, внося в нее позитивные традиционные казахские ценности. И это, по-видимому, обусловлено природной восприимчивостью казахов к инновациям.

Социальное положение студентов

Социальное положение студентов г. Алматы в большинстве своем находится на довольно низком уровне. Наиболее красноречивым свидетельством этого является тот факт, что более 20 тысяч студентов Алматы не обеспечены общежитиями. В итоге они вынуждены арендовать квартиры или комнаты. А для того, чтобы оплачивать свое проживание там, многие студенты занимаются подработками, что незамедлительно сказывается на уровне образования, а также и социальной адаптации студентов.

Кроме того, состояние общежитий в большинстве ВУЗов города оставляет желать лучшего. Зачастую в общежитиях отсутствуют элементарные удобства. Во многих общежитиях душевые кабины в большинстве своем являются общими. Причем душевые работают не во все дни недели. Данное обстоятельство является одной из причин нежелания многих студентов жить в общежитиях. Также существенное влияние оказывает на такую мотивацию – высокий уровень преступности в общежитиях, наличие там так называемой дедовщины.

Значительное негативное влияние на уровень социального положения студентов Алматы оказывает уровень стипендий и других заработков. Между тем, уровень цен в городе является наиболее высоким по Казахстану.

При этом, как правило, в наиболее бедственном положении находятся студенты-сельчане. И это обусловлено низким уровнем доходов, высоким уровнем безработицы на селе. В итоге родители, родственники обладают низкой возможностью оказывать помощь студентам-сельчанам. Низкие стипендии не могут покрыть все расходы студентов. Поэтому не случайно наиболее высокий уровень преступности наблюдается именно среди студентов-сельчан. А это в конечном итоге сказывается на дальнейшем продвижении по социальной лестнице студентов.

Существенной проблемой социального положения студентов Алматы является тот факт, что большинство предприятий города неохотно берут на хорошие подработки студентов из-за низкой их квалификации и невозможности работать весь день. В итоге студентам приходится работать в существенном отрыве от учебного процесса. Это незамедлительно сказывается на уровне образованности студентов и тем самым их возможности, способности в будущем заниматься квалифицированной высокооплачиваемой работой.

Таким образом, в целом наиболее низкий социальный уровень в возрастном срезе наблюдается среди студенческой молодежи Алматы, являющейся выходцами из села. Студенческая молодежь же из обеспеченных семей обычно обучается за рубежом или в элитных ВУЗах Алматы. Поэтому они в большинстве случаев находятся в стороне от социальных проблем остальной части студенческой молодежи города. Другие студенты- горожане, студенты-сельчане, могущие себе позволить проживать в квартирах, благоустроенных домах также оказываются в стороне от социальных проблем.

Впрочем, представляется, что уровень социального положения студентов г. Алматы может значительно улучшиться в виду того, что Президент дал распоряжение расширить строительство благоустроенных и дешевых общежитий, а также рассмотреть возможность повышения студенческих стипендий.

Талгат Мамырайымов, вице-президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры